-
Говоря о монументально-декоративном убранстве многих гостиниц, следует обратить внимание на такой типовой элемент как панно. Например, панно вдоль продольной стены ресторана в одной из старых украинских гостиниц, представляет собою композицию из тарелок, украшенных украинским национальным орнаментом. Прием сплошного заполнения стены майоликовыми тарелками - совершенно оригинальный. О “тарелочной” стене приходится говорить особо еще и потому, что она занимает в монументально-декоративном убранстве здания основное место. Вечером темно-красная стена ресторанного зала на втором этаже, заполненная различными по размеру, цвету и орнаментальным мотивам тарелками, просматривается в оконные проемы с любого расстояния, с любой точки на площади и воспринимается как декоративное панно, единое обобщенно-декоративное пятно.Авторы композиции использовали здесь принципы национального декора. В украинских хатах тарелки часто служат украшением. Они символизируют гостеприимство украинского народа и в то же время играют важнейшую декоративную роль - украшают и делают нарядной стену.
Залитая ярким электрическим светом “тарелочная” стена воспринимается с площади не только как орнаментальный многоцветный ковер, она читается и как единое обобщенно-декоративное пятно, что вполне соответствует современному пониманию целостности художественного образа. Вместе с тем она является важнейшим компонентом в осуществлении пространственной связи экстерьера и интерьера, характеризующей одну из важнейших особенностей современной архитектуры общественных зданий. С учетом этих требований выполнены также панно “Игры детей” в бывшем киноконцертном зале Московского Дворца пионеров, цементные вставки в гастрономе на ул. Саксаганского в Киеве, сграффито в кафе “Дружба” и уже упомянутое панно “Карта Москвы” в вестибюле гостиницы “Юность”.
Еще одним примером произведения, которое хорошо воспринимается с улицы через оконные проемы, но утрачивает в своих художественно-выразительных качествах, в интерьере, может служить сграффито в кафе “Дружба” (Москва). Панно, впечатляющее насыщенными цветовыми сочетаниями извне, в интерьере читается немасштабно по отношению к деталям и оборудованию. Крупный контрастный по цвету орнамент зрительно подавляет людей своей яркостью и нарочитой праздничностью.
Не избежали указанного недостатка и авторы “тарелочной” стены. Каждая тарелка, являясь произведением искусства, не воспринимается зрителем в отдельности из-за насыщенности изобразительными элементами. Панно в целом подавляет некоторой тяжеловесностью, вызванной излишне контрастными цветовыми и световыми отношениями тарелок в сочетании со стеной и между собой.
Художественный замысел “тарелочной” стены интересен и своеобразен, но он бы значительно выиграл в практическом осуществлении, если бы был заложен в проектирование интерьера. Речь идет о более тесном контакте между архитекторами и художниками с самого начала работы над проектом. Отсутствие такого контакта приводит, как мы увидим дальше, к более существенным недостаткам.
Оригинальным является декоративное убранство кафе “Соломка” (находится в здании гостиницы “Днепр”). Здесь применена инкрустация соломкой на деревоплитах, размещенных на стене за буфетной стойкой. В свободной композиции воспроизведен мир живой природы. Стилизованные изображения, близкие по своей трактовке к украинской настенной живописи, хорошо увязаны с тектоникой стены, мягко вписаны в нее с помощью удачно подобранных цветовых сочетаний. Художник достигает звонкости и живописности колорита, умело сочетая красный, зеленый, синий и желтый цвета. Как и панно в фойе клуба в Моринцах, это произведение являет собой также пример удачного использования естественных качеств материала, цвета и фактуры деревоплиты, лишь частично заполненной изображением. Оригинальностью образного решения отличается также панно в кафе “Вербичка” в Дарнице (художник Т. Н. Яблонская), выполненное темперой на деревоплитах. На нем изображена девушка, замечтавшаяся на берегу реки.
Сюжет проникнут тонким лирическим звучанием. В нем раскрывается поэтический образ родной земли, изображены Днепр, вербы, склонившиеся над рекой. Мягкие зеленовато-желтые и синие, почти пастельные цветовые сочетания соответствуют лирическому характеру содержания. Автор в полной мере использовал и золотистый тон материала, его фактуру. Органической связи панно со стеной мешает черный цвет, который излишне четко выделяет изображение, привлекая к нему больше внимания, чем необходимо. Панно в кафе “Соломка” в этом смысле более органичны, выразительны, отвечают утилитарным и эстетическим требованиям архитектуры.
Говоря о положительных качествах деревоплиты, следует заметить, что этот вид материала, широко применяемый в массовом строительстве, недорогой по стоимости, отличающийся прочностью и выразительной поверхностью (своеобразной фактурой, мягким золотистым тоном), может быть использован в интерьерах общественных зданий как основа для нанесения изображения самыми различными способами. Выше говорилось о выжигании (панно в клубе села Моринцы), инкрустации (кафе “Соломка”), росписи темперой (кафе “Вербичка”). Деревоплита может также применяться как основа для подлаковой росписи. Об этом свидетельствуют работы, выполненные для ресторана “Столичный”.
В интерьерах гостиницы “Днепр” широко использована художественная керамика - декоративные настенные (лепные) украшения - барельефы с изображением птиц и зверей, отличающиеся лаконизмом образа, творческой выдумкой, совершенной композицией. Для оформления номеров же были изготовлены пепельницы в виде различной формы мисочек, окрашенные в разный цвет с применением орнамента.
Отзывы к настоящему моменту отсутствуют.